Министерство здравоохранения третий день подряд фиксирует рекордные показатели смертности от коронавируса: ежесуточно из-за болезни умирают более трехсот человек. Правительство и мэры городов вновь ограничивают деятельность заведений, призывая не выходить на улицу без крайней необходимости. При этом 41 процент украинцев, по данным опроса, негативно относятся к вакцинации, а более 70 процентов верят в искусственное происхождение вируса. Есть и такие, кто не признает само существование коронавируса и активно противостоит карантину и вакцинации. Лидеры этих движений организовывают митинги и конкурируют между собой. Львовский активист Остап Стахив и бывший заключенный Дмитрий Павличенко собрали несколько сотен людей на митинг против локдауна в Киеве. Однако киевлянка Лидия Гончаренко и ее организация «Пассионарии» подозревают, что за Стахивым могут стоять спецслужбы. Кто эти люди, и каковы их цели? Корреспондент «Бабеля» Антон Семиженко побывал на двух акциях от разных организаторов и рассказывает о настроении и дальнейших планах украинских конспирологов.
Фейковая пандемия, химтрейлы, американские скрижали и Дмитрий Павличенко
В полдень в субботу, 20 марта, столичная Михайловская площадь выглядит так, будто никакой пандемии нет. Около трехсот человек — все без масок — собрались на акцию и стоят в тесном кругу. Кто-то обнимается. В руках у десятка активистов — плакаты с надписями «Маски и изоляция разрушают здоровье людей», «Вакцинация = геноцид народа!», «Верните детям школу!». Это демонстрация против карантина, вакцинации, масок и, собственно, коронавируса. Эти люди не верят, что вирус существует.
Акция «Великое пробуждение» проходит в рамках «Всемирного собрания за свободу» — аналогичных по повестке митингов, которые в этот день состоялись в десятке стран Европы. В Киеве событие пришлось как раз на первый день третьего локдауна.
— Вот [мэр Киева Виталий] Кличко говорит, что за сутки заболели 15 тысяч киевлян! Где он взял такую статистику? А я говорю: эта статистика сфальсифицирована! И господин Кличко должен немедленно сложить свои полномочия за эту ложь. […] Такой болезни не существует! Я готов лично с господином Кличко к каждому подойти и спросить, от чего он заболел! — восклицает человек в центре толпы.
Читайте також:
Он в белой рубашке и красном галстуке — и говорит так, что и без микрофона его слышно всем.
Из толпы звучат одобрительные возгласы. Мужчина лет тридцати безапелляционно утверждает:
— Вообще, у человека две души. Вакцина блокирует одну из них, остается сатанинская — и через полгода все привитые умрут. Они просто не знают еще этого, вот и ходят радостные.
— Меня спрашивают: «А почему же тогда люди болеют?» — продолжает ведущий. — Так вот, уважаемые друзья! Я был на Закарпатье, был в Одесской области, и там мне говорят: «Дмитрий, а как вы можете объяснить, что летают самолеты-вертолеты и оставляют след? И после этого люди начинают себя плохо чувствовать?» Потому что химикаты там!
Павличенко повторяет тезис о химтрейлах, или химиотрассах — популярное в среде конспирологов мнение о том, что самолеты во время полета тайно распыляют в воздухе химические вещества, которые содержатся в остающемся в небе белом следе. Эти вещества якобы влияют на людей и используются государствами для, например, контроля за численностью населения или провоцирования всплесков определенных заболеваний. Никаких документальных подтверждений эта теория не получила.
— Так в Украине уже семнадцать американских бактериологических лабораторий! — уверяет бабушка напротив.
— Все же прекрасно понимают: есть скрижали в Америке… — отвечают ей с другой стороны толпы. Ведущий подхватывает эту тему.
— Более того у меня есть информация из закрытых источников, что финансирование этой пандемии осуществляется Всемирным банком, который предусмотрел ее финансирование аж до 2025 года, — продолжает он. — Друзья, и кто же остановит этих подонков, как не мы с вами?!
Оратора зовут Дмитрий Павличенко. Десять лет назад мужчину и его сына Сергея обвиняли в убийстве судьи Шевченковского райсуда Киева Сергея Зубкова. Его убили 21 марта 2011 года. Мотивом обвиняемых следствие считало решение судьи выселить Павличенко из их квартиры. В октябре 2012 года Дмитрия приговорили к пожизненному заключению, его сына — к 13 годам за решеткой. В защиту Павличенко выступили футбольные фанаты. Павличенко-младший был фанатом киевского «Динамо». В разных городах страны они проводили акции в поддержку осужденных. Граффити с надписью «Свободу Павличенко» можно было увидеть по всему Киеву. 24 февраля 2014 года, во время митинга футбольных «ультрас» под стенами парламента, который включал в себя попытку штурма здания и ультимативное требование освободить Павличенко в течение часа, Верховная Рада приняла соответствующее решение. Сына и отца объявили политзаключенными. В тот же день они вышли на свободу.
После этого Павличенко-старший баллотировался в парламент и Киевский горсовет — безрезультатно. Сейчас он называет себя руководителем общественной организации «Защита обычных людей» — и уже давно отрицает опасность COVID-19.
— Они сделали этот фейковый карантин, чтобы решить все свои вопросы! «Положить» малый и средний бизнес и вообще уничтожить нас или вывести за такую черту бедности, из-за которой уже невозможно выйти! — уверяет он.
Между тем пенсионерка Валентина рядом в толпе делится наболевшим:
— Мне даже родная сестра не верит! Говорит: «Что с тобой случилось? Посмотри, как все в масках ходят — значит, они дураки, а ты умная?» И это сестра! Понимаете? Поговорю с ней, поссорюсь — а тогда месяц молчу. Не могу пробить это «я жду вакцинацию».
Павличенко утверждает, что изучил ситуацию, делал запросы в Минздрав. Ответ министерства его не удовлетворил.
— Они говорят, что за год пандемии штамм не установлен! Так от чего тогда они пытаются нас вакцинировать? Я говорю, и вы должны всем передать: немедленно снимите маски, потому что в отношении украинского народа на государственном уровне совершается геноцид! — заключает он.
Активисты поднимают многочисленные белые шарики с надписью Stop fake pandemic (Остановите фейковую /ненастоящую/ пандемию), прикрепляют к ограде памятника княгине Ольге большие транспаранты типографского производства с надписями «COVID-1984 (Аллюзия на роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», в котором государство путем пропаганды и всеобъемлющего контроля уничтожает личную свободу человека)», «Нет медицинскому террору», «Стоп глобальному биотерроризму! Человек — не ГМО!». К площади подъезжает джип с аудиоколонками, под барабанную дробь раздается речитатив: «Внимание, внимание! Самоизоляция помогает избежать жизни. Не дыши. Не думай. Слушай…» Позади машины — группа из двух десятков актеров. В белых халатах и пластиковых масках на все лицо они подергиваются под звуки речитатива. В конце концов радостно снимают маски и начинают обниматься с присутствующими.
Толпа следит за перформансом, оратора уже мало кто слушает. Спрашиваю Павличенко, почему он не верит в пандемию. Тот отвечает, что симптомы ковида совпадают с симптомами, которые были у его знакомого 20 лет назад. А еще он всю жизнь ходил без маски и не понимает, почему должен носить ее сейчас. Закрытыми источниками информации о том, что Всемирный банк «профинансировал пандемию до 2025 года», Павличенко не делится.
― Банк до 2025 года финансирует якобы борьбу с пандемией. Но с чем бороться, если не установлен штамм этого вируса? — говорит он.
«Понадевали подгузники на лица — и глазами не видят, и ушами не слышат!»
Просмотрев видеолекцию якобы доктора медицинских наук Рамина Иманова (Так он называет себя сам. Также на личном сайте, где Иманов, в частности, рекламирует изобретенные им «Глазные капли для восстановления зрения» мгновенного действя, он выложил фотографию диплома доктора медицинских наук, якобы выданного российским научно-исследовательским институтом нейрохирургии) о том, что коронавирус был всегда, а пандемия является спектаклем, толпа идет вниз к Майдану Незалежности.
— Вакцинация — геноцид! Стоп вакцинации! Пандемию — прочь! — выкрикивает человек со смартфоном в руке. Он ведет прямую видеотрансляцию с митинга и является одним из его организаторов.
Львовянин Остап Стахив называет себя «народным мэром Львова», правозащитником и председателем общественной организации «Идея нации». В местных СМИ его считают «провокатором» и вспоминают, как Стахив, баллотируясь в 2019 году в Верховную Раду, публиковал данные неизвестных социологов о том, что его поддерживают 18,1 процента избирателей, а в реальности набрал 1,2 процента голосов. Несмотря на все это, только в Facebook его страницу читают более 80 тысяч человек. Многие участники митинга подходят к нему, благодарят за позицию.
— Понадевали подгузники (Так Стахив называет защитные медицинские маски и респираторы) на лица — и глазами не видят, и ушами не слышат! В намордниках — рабы! Спартак, восставший против Рима, он не был с цепями на руках. Спартак вышел как равный против Рима! Поэтому тот, кто в наморднике, унижает не только себя — а свою страну, своих детей, свою жену, своих родителей! — восклицает Стахив, остановившись на Майдане. — Мужчина вообще не должен ходить в подгузнике на лице, ему должно быть стыдно за это! На него смотрит женщина! А мне женщины пишут: «Сейчас в метро в Киеве мужчин — единицы!» Нету в Киеве мужчин!
Около двухсот человек одобрительно хлопают. Один из них, крепкий мужчина в сине-зеленой куртке, пожимает Стахиву руку.
— Кирюха, здоров! — радуется Остап. — Как ты?
Это Кирилл Стремоусов, он приехал на акцию из Херсона, где известен как пророссийский активист. Там в 2013 году он организовывал пробеги «Спасибо за Победу». Позже бил ногами полицейского в городском совете, стрелял из травматического пистолета в охранника платного пляжа и распылял слезоточивый газ в редакции местной газеты. В прошлом году Стремоусова задержали представители СБУ по делу о разоблачении агентурной сети ФСБ России, но вскоре отпустили.
— Кривой Рог, Ровно, юг украинский… — перечисляет родные регионы участников акции Стахив. — Помню, как выходило нас несколько человек — а теперь! […] Поднимется весь мир против этих уколов смертельных!
Позади него идут две пожилые женщины. Запыхались: до конечной точки митинга, парка Шевченко, надо подниматься по бульвару. Одна из них благодарит Остапа за идейность, обещает позже передать деньги от дочери. Стахив собирает пожертвования, публикуя практически под каждым своим сообщением в соцсетях номер банковской карты.
Под песню группы «Скрябин» «По-моему, чувак, нас кинули» группа из сотни людей подходит к памятнику Шевченко. Стахив берет мегафон в руки.
— Власть повергла во мрак (Имеется в виду введение жесткого карантина) Львов, Франковск, Ужгород, Киев, другие города. Назвала нас зонами (Речь идет об условном разделении территории Украины на зоны в соответствии с ситуацией с заболеваемостью COVID-19. «Зеленая» зона — условно безопасная территория, «желтая», «оранжевая» и «красная» — соответственно, территории со все более высокой вероятностью заболеть COVID-19 и нагрузкой на больницы. Киев с 23 марта находится в «красной» зоне) — она проиграла! Мы показали, что эти зоны — ничто, это филькина грамота! Приходите на наши мероприятия, организуйте их в своих городах, чтобы тот свет, который сейчас появился искрой, разгорелся пламенем! — заключает он.
Трансляция активиста с митинга быстро набрала более 90 тысяч просмотров. Вечером в субботу, записывая итоговое видео в магазине на АЗС по дороге во Львов, Стахив порадовался успеху акции и анонсировал продолжение митингов. «Бабель» пытался поговорить с ним. Стахив пять раз переносил разговор, ссылаясь на чрезмерную занятость, а затем перестал выходить на связь.
Впрочем, Остапа Стахива и его митинги поддерживают не все украинские конспирологи.
«Пассионарии», Клаус Шваб и рынок земли
В среду, 24 марта, у Офиса президента собирается другой митинг, не такой многочисленный, как у Стахива. Около тридцати активистов держат в руках самодельные плакаты с надписями вроде «Маска — вред! Маска — бред!» и «Правительство психов подкорытных — на Владимирский централ!», с нарисованным солнцем на шесте и метлой с прицепленной к ней черной медицинской маской. Это — «Пассионарии».
Во главе их — Лидия Гончаренко, 48-летняя киевлянка, которая уверена, что знает причину текущих проблем. Она перечисляет доказательства всемирного заговора. Первое: в Украине с 1991 года сокращается количество коек в больницах. Второе: смертность в 2020-м меньше, чем по итогам 1997 или 2005 года. Хотя стоит отметить, что по данным Госстата, в 2020-м в Украине умерли 616 835 человек. В 2005-м смертей было 782 тысячи, в 1997-м — 754 тысячи. Стоит учесть, что с 2014 года показатель количества смертей снизился из-за оккупации Россией Крыма и отсутствия контроля Украины над частью Донецкой и Луганской областей. В 2020 году, по данным Госстата, COVID-19 был указан в качестве причины смерти 20 709 человек. За январь текущего года таких людей было уже 3 922.
Третье: главный санврач Украины Виктор Ляшко 9 мая прошлого года назвал связанные с COVID-19 действия экспериментом. Найти это заявление Ляшко не удалось.
Четвертое: Администрация президента изменила название на Офис президента, Генеральная прокуратура Украины — на Офис генпрокурора, а офисы — это атрибут корпораций.
И пятое: украинские чиновники нанимают иностранных советников. Пазл сложился. По словам Гончаренко, в Украине запущен сценарий порабощения людей и превращения свободного государства в часть глобальной корпорации, а пандемия — эффективный способ ускорить этот процесс. Стоит за всем Клаус Шваб — экономист, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе.
— Мы для всей Украины отстаиваем право жить без медицинской диктатуры и без порядков, которые сегодня навязываются швабовской четвертой промышленной революцией! — Лидия пытается перекричать шум мойки: здание Офиса президента до сих пор чистят от граффити. — Выстраивается система нацистско-фашистского диктата с НКВД-шными садистскими медицинскими опытами!
Как и на предыдущем митинге, карантин здесь называют незаконным, поскольку власть не ввела чрезвычайное положение. Также обвиняют премьер-министра Дениса Шмыгаля.
— Он внес законопроект № 5247, уже ставший законом, — и это самое зло, потому что там убирается термин «суверенный иммунитет», то есть человек как суверен перечеркивается! — возмущается Гончаренко. Этот законопроект предусматривает освобождение производителей вакцин от COVID-19, которые прошли регистрацию в Украине, от гражданской ответственности за любые последствия, вызванные использованием этих вакцин. Данная норма является условием вхождения в международный проект по дистрибуции вакцин COVAX и соответствует так называемому разрешению на экстренное использование (Emergency Use Authorization).
Лидия Гончаренко и ее сторонники не пошли на митинг к Остапу Стахиву. Она опасается, что его акцию организовали спецслужбы, чтобы выявить противников вакцинации, ведь митинги 20 марта одновременно проходили в разных городах мира — а это подозрительно. Также ее возмущает то, что актеры стояли в тюремных робах у памятника Тарасу Шевченко, поскольку это позор.
— Я разочарована и восточной моделью, и западной, потому что там правды нет. Правда здесь, она в Украине. С нами солнце, украинское солнце невозможно выжечь! — уверяет женщина, указывая на нарисованное на картоне солнце.
Гончаренко считает, что Клаус Шваб действует через своих агентов в разных странах. В Украине это «антиконституционники». То есть те, кто в ходе пандемии якобы вопреки Конституции вводят и поддерживают ограничительные меры.
— Они говорят о сохранении экологии, испачкав Мировой океан этими намордниками (Речь идет о медицинских защитных масках), которые выбрасываются! […] Украина должна выстоять, но выстоит, лишь когда все снимут намордники. И поймут, что сейчас их предлагают надевать всю жизнь. А на тех, кто дал согласие проводить на себе опыты (Очевидно, речь о вакцинации), опыты будут проводить уже вечно! — считает Лидия.
Впрочем, Гончаренко уверена: настойчивость и системность «Пассионариев» победит. По ее словам, с начала пандемии это уже их 54-я акция протеста.
Организаторов обеих акций объединяет еще одна тема — открытие рынка земли. Продажа земли, уверяют они в своих речах, уничтожит Украину как таковую, поэтому ключевое противостояние — впереди. Первый этап открытия рынка земли запланирован на 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 по 1 января 2024 продавать или покупать землю смогут только физические лица, которые являются гражданами Украины. При этом максимальный установленный законодательством размер земельного участка — 100 га. Продажа государственной земли в течение этого времени запрещена. Так что эта акция «Пассионариев» — далеко не последняя.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.