Чечня стала территорией, где фактически не действуют даже базовые законы светского европейского государства. Как пишет издание “Проект”, глава региона Рамзан Кадыров по сути ведет жизнь открытого многоженца и тратит на содержание своей большой семьи деньги, значительно превышающие его официальный доход, передает Newsru.
Многоженство в Чечне – явление обыденное. По законам шариата мужчина может взять себе четырех жен, содержа их в равной степени и в равной же степени уделяя им внимание. Живут жены, как правило, не вместе, и каждой нужен отдельный дом: таким образом, многоженцами могут стать только люди с достатком.
“Женщина без мужчины там считает себя неполноценной. Они готовы выходить и вторыми, и третьими”, – пояснила журналистка Светлана Анохина. Хотя вторые, третьи и четвертые жены не регистрируются в ЗАГСе, родители все равно стараются устроить жизнь своих детей. “Считается, что лучше она выйдет второй женой, чем будет жить в лишениях”, – отметил Магомед Аламов из “Комитета против пыток”.
Руководство Чечни не раз поощряло многоженство: в 2015 году Рамзан Кадыров выступил за то, чтобы человек имел несколько жен, “если он в них нуждается и в состоянии содержать, и решал демографическую проблему в России”. В другой раз, выступая за многоженство, он объяснял это суровыми чеченскими традициями.
Читайте також:
За возможный второй брак самого Кадырова выступила даже его официальная жена Медни, однако Кадыров никогда публично не признавался, есть ли у него другие жены. Тем не менее, местные журналисты однажды назвали в числе жен Кадырова местную певицу и танцовщицу Аминат Ахмадову. По их данным, из-за близости к Кадырову танцевальный ансамбль “Даймохк”, которым руководит отец Ахмадовой, перестали звать на гастроли в Европу. Еще одна его жена также вполне обеспечена, а собственность первой, официальной супруги, скрыта за вымышленной личностью, чтобы не попадать в декларацию о доходах госслужащих.
В 2006 году в Чечне прошел первый и последний конкурс красоты, второе место в котором заняла некая Фатима Хазуева. В прошлом году в Грозном появилась новая соборная мечеть, которую нарекли именем ее отца – скончавшегося в 2019 году грозненца Шайхи Хазуева. Хотя традиционно мечети именуют в память почитаемых богословов и шейхов, Хазуев не был известным богословом и вообще не имел к религии никакого отношения.
Между тем его дочери принадлежит дворец с открытым бассейном напротив резиденции Кадырова в престижном районе, который среди местных жителей получил название “Кишинев”. Судя по снимкам с воздуха, по степени роскоши и площади дворец Хазуевой может конкурировать с лучшими домами подмосковной Рублевки.
Некоторые из жителей Чечни прямо утверждают, что Фатима состоит в браке с Кадыровым, об этом же говорит и Тумсо Абдурахманов – чеченский блогер и оппонент Кадырова, друживший с братом Хазуевой. По его словам, Асламбек Хазуев вскоре после начала отношений сестры и Рамзана неожиданно разбогател и сейчас занимает пост замминистра финансов республики.
Говоря о доходах Кадырова, журналисты отмечают, что он всегда имел относительно скромный официальный заработок, однако живет в роскоши, заставляющей предполагать наличие у него иных доходов. Так, ранее журналисты сообщали о малоприметном московском юристе Павле Кротове, на которого записан многомиллионный бизнес, предположительно связанный с Кадыровым и его окружением.
Еще одним источником финансирования для Кадырова стал общественный фонд имени Ахмата Кадырова, формально созданный в благотворительных целях и в 2019 году собравший 6 млрд рублей – больше, чем любой другой благотворительный фонд в России. При этом по документам на благотворительность фонд тратит существенно меньше, чем на свое содержание.
Например, в 2019 году фонд потратил на социальную и благотворительную помощь 2,8 млрд рублей, а на “содержание аппарата управления” – более 4 млрд. При этом на оплату труда сотрудников самого фонда пошло не более 8 млн рублей, на что потрачены остальные 4 млрд, по документам понять нельзя. По данным СМИ, пополняется он за счет принудительных сборов с жителей республики – 10% от зарплаты бюджетников либо взносы от бизнесменов.
Кадыров отрицал существование поборов, но по отчетности, сданной фондом в ФНС, 6 млрд рублей, полученные им за позапрошлый год, составляют именно “добровольные финансовые взносы и пожертвования”. Кроме того, Фонд Кадырова владеет множеством компаний, чья деятельность никак с благотворительностью не связана, включая строительный бизнес, производство минеральной воды и хладокомбинат, где производят мороженое под маркой “Рамкада”.
Кроме простых чеченцев, взносы в фонд платят и дружественные республике бизнесмены – Умар Джабраилов и Руслан Байсаров, а также российские бизнесмены, прибегавшие к “силовой крыше” чеченского руководства. Например, “православный предприниматель”, владелец Русской медной компании Игорь Алтушкин ежемесячно жертвовал в фонд Кадырова 7 млн рублей.
В случае с Хазуевой фонд выступил как “стратегический инвестор” – фактически на деньги фонда семья “второй жены” Кадырова получила бизнес. В 2020 году на окраине села Махкеты, где родилась Фатима, открылся реабилитационный центр для пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Центр был построен за счет фонда Кадырова, но в начале 2021 года у него появилась новая владелица – мать Фатимы Сацита Хазуева. Сообщается, что деньги за лечение пациентов будут поступать из государственного фонда обязательного медицинского страхования, зато проживание в центре является платным – от 10 до 80 тыс. руб. за “VIP-палату”. Также за счет фонда в селе была построена школа, которую назвали именем Шайхи Хазуева.
Есть у Хазуевой и недвижимость в Москве – в 19 лет, через четыре года после конкурса красоты, Фатима стала владелицей 130-метровой квартиры в элитном жилом комплексе на Шаболовке стоимостью 50 млн рублей. В 2013 году она получила в собственность там же нежилое помещение площадью почти 600 кв. метров стоимостью около 100 млн рублей.
В 20 лет Хазуева стала владелицей 290-метровой квартиры в жилом комплексе на улице Минская, возле природного заказника “Долина реки Сетунь”. Этот дом расположен ровно напротив жилого комплекса, в котором владеет квартирой официальная жена Рамзана Кадырова Медни. Сейчас такая же квартира, как у Хазуевой, продается там за 120 млн рублей. А в 2017 году в распоряжение Хазуевой перешла 200-метровая квартира в Хамовниках. Квартира чуть меньшей площади стоит там сейчас почти 200 млн рублей. При этом сама Хазуева последние несколько лет числится сотрудницей администрации главы Чечни с зарплатой менее 100 тыс. рублей в месяц.
Кроме того, Фатима и законная супруга Рамзана Медни фактически совместно владеют недвижимостью в Москве. На Мосфильмовской улице российской столицы стоит дорогой небоскреб – квартира площадью 210 кв. метров там записана на Медни, хотя парковочные места в подвале небоскреба оформлены на Хазуеву. Фатима Хазуева получила эти места в 2017 году по договору купли-продажи от некой Медни Мусаевой, владевшей ими еще с 2010 года.
При этом имя, отчество и даже дата рождения Мусаевой совпадают с данными “первой жены” Кадырова. На имя Медни Мусаевой была зарегистрирована и семейная квартира Кадыровых на улице Веерная, в доме управделами президента: по данным “Проекта”, Мусаева представляет собой “виртуальную личность”, которая обладает немалым имуществом.
Так, на Медни Мусаеву записана еще одна квартира на Мосфильмовской – рядом с задекларированной квартирой Медни Кадыровой. Площадь незадекларированной квартиры – 225 кв. метров, такого же размера квартира сейчас продается там за 115 млн рублей. В 2010 году Мусаева вместе с другими членами семьи Кадырова стала владелицей 187-метровой квартиры в районе станции метро “Маяковская”. Общая стоимость недвижимости, записанной на всех жен Кадырова, составляет почти 800 млн рублей. Журналисты также отмечают, что, имея две личности, включенная в санкционные списки США Медни Кадырова может позволить себе путешествовать за границу, не привлекая внимания.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.